В школе с 2011-2012 учебного года реализуется основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Каргатская средняя школа № 3 им. И.А. Домбровского разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на:
-формирование общей культуры обучающихся: духовно-нравственной, социальной, личностной и интеллектуальной;
-создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;
-развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основные компоненты образовательной программы создают условия для повышения мотивации в учебной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.
Цели основной образовательной программы начального общего образования:
•обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Задачи основной образовательной программы начального общего образования:
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
-достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ);
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования лежит системно-деятельностный подход.
Общая характеристика основной образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя три основных раздела:
I. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
-пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
II. Содержательный раздел: определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Содержательный раздел включает: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; программу отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
III. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности, календарный учебный график; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа НОО предусматривает:
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему кружков и секций, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития обучающихся, психологическое сопровождение одаренных детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
• использование в образовательной деятельности инновационных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке
и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ КСШ №3 им. И.А. Домбровского содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка - с более раннего возраста. На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС НОО, достигаются: смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат). Для реализации основной образовательной программы начального общего образования определяется нормативный срок - 4 года (6,5 - 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.
Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО:
- достижение личностных результатов обучающихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности, мотивации к обучению и познанию;
- достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ - компетентности»);
- достижение предметных результатов освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.