С 2022-2023 учебного года в школе реализуется основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями обновленного федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Каргатская средняя школа № 3 им. И.А. Домбровского разработана в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы.
Содержание основной образовательной программы МКОУ КСШ №3 им.И.А. Домбровского отражает требования обновленного ФГОС НОО и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел ООП отражает основные цели начального общего образования, те психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы у младшего школьника к концу его обучения на первом школьном уровне. Частью целевого раздела является характеристика планируемых результатов обучения, которые должны быть достигнуты обучающимся-выпускником начальной школы. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника на конец его обучения в начальной школе. Личностные результаты отражают новообразования ребёнка, отражающие его социальный статус: сформированность гражданской идентификации, готовность к самообразованию, сформированность учебно-познавательной мотивации. Метапредметные результаты характеризуют уровень становления универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться, общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать своё поведение и деятельность. Предметные результаты отражают уровень и качество овладения содержанием учебных предметов, которые изучаются в начальной школе. В целевом разделе представлены единые подходы к системе оценивания достижений планируемых результатов освоения программы начального общего образования.
Содержательный раздел ООП включает характеристику основных направлений урочной деятельности МКОУ КСШ №3 им. И.А.Домбровского (рабочие программы учебных предметов, модульных курсов), обеспечивающих достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Характеризуется вклад учебного предмета в становление и развитие УУД младшего школьника. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы, раскрывает особенности построения учебного плана и плана внеурочной деятельности, календарных учебных графиков и планов воспитательной работы, описывает условия дистанционного обучения и требования к его организации в начальной школе.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Каргатская средняя школа № 3 им. И.А. Домбровского является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность образовательной организации в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учёте правильного соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования - создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей получение качественного начального образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), общества в целом, и гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.
Задачи основной образовательной программы начального общего образования:
- достижение планируемых результатов освоения ООП НОО;
- формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию;
- выявление и развитие способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность;
-обеспечение доступности получения качественного начального общего образования.
Программа строится с учётом психологических особенностей обучающегося младшего школьного возраста. Наиболее адаптивным сроком обучения в начальной школе, установленным в РФ, является 4 года. Общее число учебных часов не может составлять менее 2954 ч и более 3190 ч. Соблюдение этих требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на здоровье.
ООП НОО МКОУ КСШ №3 им. И.А. Домбровского содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования:
- обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы начального общего образования;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки: рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательной деятельности по определённому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю;
- рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в МКОУ КСШ №3 им. И.А. Домбровского;
- программы формирования универсальных учебных действий, обучающихся - обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющихся результатами освоения, обучающимися программы начального общего образования;
- системы оценки качества освоения обучающимися программы начального общего образования.